03.10.2025

Ракета «Хадж Касем»: вступление в клуб гиперзвуковых ракет

 По определению, многие баллистические ракетные системы можно назвать гиперзвуковым скоростным оружием, работающим в режиме 5–25 Махов.

Однако современная тенденция развития гиперзвукового оружия определяет нечто иное: работу на гиперзвуковых скоростях в слоях атмосферы, позволяющих осуществлять аэродинамическое маневрирование.

Гиперзвуковая ракета «Хадж Касем», названа в честь генерал-майора Касема Солеймани

Такое оружие использует свое кинематическое превосходство для поражения систем противоракетной обороны. Цель состоит в том, чтобы заставить перехватчик ПРО рассеять энергию, в конечном счете, энергетический механизм поражения.

Причина, по которой такое оружие было разработано и стало популярным так поздно, заключается, с одной стороны, в более низкой эффективности систем ПРО в прошлом и технологических трудностях с точки зрения тепловой защиты/управления.

Запуск «Хадж Касем»: выход на пониженную траекторию

Ракета «Хадж Касем» по сути является баллистической ракетой, летящей по настильной траектории на высоте 35–60 км. 

Ступень разгона разгоняет маневрирующий возвращаемый аппарат до 12 Махов, в то время как его аэродинамические поверхности управления остаются в контакте с атмосферой. После тщательно контролируемой фазы крейсерского полета он сталкивается на расстоянии 1400 км со скоростью выше 5 Махов.

Это позволяет отнести «Хадж Касем» к гиперзвуковому оружию.

Технические характеристики

Haj Qasem представляет собой новую ракетную платформу для тактического твердотопливного арсенала Ирана. Она началась с Fateh-110, которая перешла на композитный вариант корпуса двигателя с Fateh-313.

Работа продолжилась со второй платформой — Zolfaghar, вес которой был оптимизирован, что привело к появлению варианта Dezful.

Zolfaghar/Dezful на внедорожной двойной пусковой установке ( обратите внимание на треугольные вихревые генераторы)

В качестве третьей платформы Haj Qasem хорошо вписывается в категорию MRBM и предлагает новый потенциал роста. По сравнению с предыдущей платформой Zolfaghar, она весит 7000 кг вместо 4600 кг, имеет диаметр ~90 см вместо 67 см, но всего на ~70 см длиннее и ~11 м.

Как и Zolfaghar, он использует композитный корпус двигателя, который не намотан в одну деталь углеродным волокном. Former — это технология, которую организация аэрокосмической промышленности предпочитает на данный момент.

Представленная шестью месяцами ранее платформа Raad-500 организации SSJ IRGC-ASF, которая сама является производной от Fateh-110, перешла на цельный корпус двигателя из углеродного волокна с намотанной нитью. Вариант Haj Qasem с таким корпусом двигателя является опцией, чтобы еще больше уменьшить структурное отношение ступени ускорителя и тем самым улучшить ее производительность.

Ракета Raad-500 с корпусом двигателя из углеродного волокна

Однако даже при использовании технологически менее совершенной технологии композитного корпуса двигателя AIO расчетное структурное отношение составляет впечатляющее значение ~0,10 к 0,08, что означает, что 90–92% веса ускорителя составляет топливо и только 8–10% — пустая масса.

Это значение получено из официально опубликованных данных о ракете, в первую очередь из ее скорости сгорания 12 Махов. Основной причиной неопределенности является неизвестная марка используемого композитного твердого топлива и неизвестный вес маневрирующих систем боеголовок. 

https://motorbi.ru/?p=8417

Комментариев нет: