Психология подростковой субкультуры
Пожалуй, самое известное и часто исследуемое в подростковой психологии – «субкультура». Профессор Воронов Владимир Викторович дал наиболее полное определение: «Молодёжная субкультура — система ценностей, и норм поведения, вкусов, форм общения, отличная от культуры взрослых и характеризующая жизнь подростков, молодежи примерно от 10 до 20 лет.
Интересное исследование провел американский социолог Дэвид Рисмен. В своей статье «Слушая популярную музыку» обозначил различение между (молодёжным) большинством, некритично потребляющим массовую музыку (одна 17-летняя девушка в интервью Рисмену так объяснила свой критерий отличия «плохой» музыки от «хорошей»: «То, что в хит-параде – это хорошая музыка»), и меньшинством, «миноритарными группами», для которых музыка являлась средством выражения недовольства существующим социальным порядком, у которых был свой особый жаргон, свои ценности и мировоззрение, свои, более отрефлексированные, обоснования музыкального выбора. Поклонники хот-джаза – это люди протестующие, утверждал Рисмен. Корни понятия «субкультура» лежат в поле социологии музыки; именно музыка явилась «первым принципом» различения «миноритарных» молодёжных групп и «большинства».
Подростки, по сути своего возраста — «оппозиционеры». Смысл этого возрастного этапа — переход от детства к взрослости. Наибольшие трудности здесь составляют отказ от «детской позиции» в отношениях с родителями самим ребенком и способность родителей откликнуться на эти изменения. На самом деле, как ребенок, так и родители с трудом находят общий язык в этот период, а развитие личности требует «расставлять точки над i». Поэтому противопоставление подростка родителям (а вместе с ними — всей культуре) — логичный для такой задачи исход. Субкультура — остров подростковой идентичности, место, в котором — как чувствуют подростки — можно найти и сохранить себя. И как ни парадоксально — это не менее «культурный» выход из конфликта пубертатного (подросткового) возраста, чем следование родительским предписаниям. Другое дело, что субкультура — как всякий остров — не самое безопасное место для вступающего в мир человека.
Интересное исследование провел американский социолог Дэвид Рисмен. В своей статье «Слушая популярную музыку» обозначил различение между (молодёжным) большинством, некритично потребляющим массовую музыку (одна 17-летняя девушка в интервью Рисмену так объяснила свой критерий отличия «плохой» музыки от «хорошей»: «То, что в хит-параде – это хорошая музыка»), и меньшинством, «миноритарными группами», для которых музыка являлась средством выражения недовольства существующим социальным порядком, у которых был свой особый жаргон, свои ценности и мировоззрение, свои, более отрефлексированные, обоснования музыкального выбора. Поклонники хот-джаза – это люди протестующие, утверждал Рисмен. Корни понятия «субкультура» лежат в поле социологии музыки; именно музыка явилась «первым принципом» различения «миноритарных» молодёжных групп и «большинства».
Подростки, по сути своего возраста — «оппозиционеры». Смысл этого возрастного этапа — переход от детства к взрослости. Наибольшие трудности здесь составляют отказ от «детской позиции» в отношениях с родителями самим ребенком и способность родителей откликнуться на эти изменения. На самом деле, как ребенок, так и родители с трудом находят общий язык в этот период, а развитие личности требует «расставлять точки над i». Поэтому противопоставление подростка родителям (а вместе с ними — всей культуре) — логичный для такой задачи исход. Субкультура — остров подростковой идентичности, место, в котором — как чувствуют подростки — можно найти и сохранить себя. И как ни парадоксально — это не менее «культурный» выход из конфликта пубертатного (подросткового) возраста, чем следование родительским предписаниям. Другое дело, что субкультура — как всякий остров — не самое безопасное место для вступающего в мир человека.
Комментариев нет:
Отправить комментарий