08.04.2022

Как не перегреть мотор | Мотор БИ

Как не перегреть мотор | Мотор БИ

Пришедшее в центральные районы России потепление заставило многих из нас вспомнить о том, что в автомобиле есть система охлаждения. Сегодня мы поговорим о проблемах, с ней связанных, и о том, как не нарваться на дорогостоящий ремонт ДВС.

Фото Анатолий Жданов- Коммерсантъ

Фото Анатолий Жданов- Коммерсантъ

Немного теории

Двигатель автомобиля состоит из разных металлов и сплавов, которые имеют разные коэффициенты теплового расширения. Детали двигателя, сделанные из разных металлов и сплавов, имеют малые и тщательно рассчитанные зазоры между собой. Но необходимые величины зазоров достигаются только в определённых температурных диапазонах.

Главный температурный диапазон, 90-110 градусов Цельсия, обеспечивается жидкостной системой охлаждения.

Система охлаждения двигателя современного автомобиля относительно проста. Вокруг цилиндров циркулирует жидкость, которая нагревается, снимая избыток тепла, и попадает в радиатор, где охлаждается.

Чтобы двигатель быстрее прогревался до рабочей температуры, охлаждающая жидкость сначала не пускается к радиатору посредством термостата – клапана, настроенного, в основном, на 76-88 градусов. По мере прогрева термостат открывается, и жидкость устремляется в радиатор. Если набегающего потока воздуха не хватает для съёма избытков тепла с радиатора, то включается вентилятор. Скромную, но ответственную миссию также осуществляет пробка радиатора (или расширительного бачка) – в нее встроен клапан избыточного давления. Это давление поднимает температуру кипения охлаждающей жидкости, не позволяя ей превращаться в пузырьки пара, из-за чего резко падает теплопередача.

Менее значимую роль в охлаждении играет моторное масло, которое тоже участвует в этом процессе. В отсутствии отдельного масляного радиатора масло охлаждается большей частью только через картер, обдуваемый потоком воздуха. Стоит ли говорить, что слой грязи на нём, а также не предусмотренная изготовителем защита картера резко снижают эффективность обдува и охлаждения масла.

В доцифровую эпоху эффективность системы охлаждения просчитывалась с большим запасом – большие радиаторы, большой объём охлаждающей жидкости и так далее. Современные же тренды на оптимизацию вынуждают конструкторов делать всё впритык. Масла в огонь добавляют электронно-управляемые термостаты, которые на холостом ходу не пускают жидкость в радиатор вплоть до температуры 115 градусов.

Комментариев нет: