10.01.2018

Образование родителей влияет на речь ребенка | Семья и ребенок

Образование родителей влияет на речь ребенка | Семья и ребенок



Детский логопед Наталья Торчица: «Образование родителей всегда влияет на речевую культуру ребенка»

Почему ребенок молчит в свои три года, нужно ли это исправлять и как научить детей с раннего возраста правильно читать и писать, cherinfo рассказала врач-логопед с 40-летним стажем Наталья Торчица. Доктор работает в детской поликлинике № 3.
Детский логопед Наталья Торчица
— Наталья Евгеньевна, в каком возрасте обычно приводят детей к логопеду?


— Обычно в первый раз к нам обращаются с трехлетними детьми, даже если нет никаких проблем. Коррекционные занятия с ребенком мы начинаем где-то с пяти лет, когда у детей формируется внимание. Сейчас родители хотят все делать рано: рано учить говорить, рано учить читать и писать. Посещение логопеда не обязательно, но желательно. Дети развиваются быстро, и важно знать, нормально ли идет это развитие, правильно ли ребенок строит предложения, каков его словарный запас. Специалист занимается не просто произношением звуков, а оценивает общее развитие речи.
— До какого возраста возможно исправить логопедические проблемы?
— Желательно это сделать до восьми лет. Хотя особых ограничений нет. Мы занимаемся подростками до 18 лет. Но есть и взрослая служба. Бывает, при поступлении в вуз выявляются дефекты речи.
— От чего зависит правильность произношения звуков?
— Зависит и от речевого слуха, и от дыхания, и от артикуляции. Отсутствие зубов также влияет на правильность произношения. Вообще, мышечный тонус языка и губ должен быть в норме, язык не должен дрожать, губки и язычок не должны быть вялыми. Все движения взаимосвязаны, поэтому важно и состояние мышц в целом, особенно мышц грудной клетки, плеч, шеи.
— До какого момента можно не волноваться, если ребенок не говорит?
— До трех лет еще можно не бить тревогу, а уже в три года следует идти к специалистам, чтобы не довести дело до сложных последствий. Если ребенок не говорит хотя бы простые фразы, молчит или лепечет что-то невнятное, нужно обращаться не только к логопеду, но и к неврологу, психиатру или психологу, сурдологу. Может, ребенок не слышит. Если в группе какой-то ребенок уже стихи читает, а ваш молчит, не нужно ждать пока он заговорит сам. Если в четыре года подвижек нет, тем более надо бежать к специалистам. Возможно, ребенок — вундеркинд, но ему что-то мешает начать говорить, надо его просто подтолкнуть.
— Всегда ли удается исправить дефекты речи у детей?
— Если родители готовы работать, дефекты удается исправить на 100%. Не все проблемы может решить логопед, дома с ребенком тоже надо выполнять упражнения. Если родители готовы следовать указаниям логопеда, успех гарантирован. Также нужно учитывать наличие сложных анатомических патологий: заикание или расщелина верхней губы. Бывает еще так называемая кабинетная речь: у логопеда ребенок произносит все правильно, а вне кабинета начинает картавить, шепелявить… Если дома и в садике не обращать на речь внимания, то дефекты вернутся. Поставленные звуки нужно закреплять.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: На приеме у логопеда
— Дети любят переставлять слоги в словах, почему?
— Да, например, говорят «пурда», а не «пудра», «колабрик» вместо «кораблик», «пинино», а не «пианино», «деворе» вместо «дерево», «гебемот», а не «бегемот». До определенного возраста они это делают. Это обычно говорит о том, что какой-то процесс нарушен. К школьному возрасту это проходит, как правило.
— В детских садах работают над исправлением дефектов речи?
— В детских садах пока есть логопеды. В каждом районе города есть сады с логопедическими группами. Комиссия отбирает туда детей. Многие родители хотят определить ребенка в логопедическую группу, там серьезно работают с детьми: ставят произношение, готовят к школе, учат грамоте. Но группы по количеству ограничены, поэтому всех желающих принять не могут.

Если дома и в садике не обращать на речь внимания, то дефекты вернутся.

— Нужно ли поправлять ребенка, заставлять произносить звуки правильно?
— Заставлять точно не стоит, а вот поправлять — обязательно, особенно, если знаете, что он может правильно говорить. И поправлять нужно тактично. Хвалить, если правильно произносит. Хвалить нужно даже за попытку, говорить, что в следующий раз обязательно получится.
— У всех ли детей имеются какие-то нарушения речи?
— У многих детей нет проблем. Главное, чтобы родители своим рвением к раннему развитию ребенка не испортили эту тенденцию. Раннее обучение чтению по неверной методике может принести больше вреда, чем пользы: способность воспринимать отдельные звуки в составе слова формируется лишь к пяти с половиной годам. Если учить читать слишком рано, ребенок может не разобраться в отдельных звуках. А это влечет безграмотность: читает большие тексты быстро, а пишет с ошибками, так как не понимает, что текст состоит из слов, а слова — из звуков.
— Так ли необходимо исправлять картавость? Ведь у некоторых людей очень мило выходит картавить, это даже придает им некоторый шарм.
— Мало у кого получается мило картавить. В основном дефекты речи звучат не слишком привлекательно, некоторых даже раздражают. К тому же, у большинства людей с проблемами произношения имеются и проблемы с грамотностью.
— А как связаны дефекты речи и грамотность?
— Связь самая прямая: привыкая произносить звуки неправильно, человек привыкает и на письме делать ошибки. Речевое развитие напрямую связано с развитием мозга в целом.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Нарушения речи
— Может ли логопед помочь решить проблемы с чтением и письмом?

Комментариев нет: